Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Развитие речи детей раннего возраста

27 апреля 2020 г.

  Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов и речи. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, направленными на развитие речи.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика формируют у детей навыки правильного звукопроизношения, тренируют органы артикуляции

Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.


3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика развивает  артикуляционный аппарат.

Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается  речь ребенка.

Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.


3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Кот Васька».

Описание игр: 
«По ровненькой дорожке»
Цель: развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, упражнять в ходьбе, беге, прыжках.
Описание игры:
Ребенок сидит на стульчике, взрослый предлагает ему пойти погулять. Ребенок вместе со взрослым начинает выполнять движения, под текст «По ровненькой дорожке шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в ямку бух». На слова «По ровненькой дорожке шагают наши ножки» ребенок идет шагом. «По камушкам, по камушкам» - прыгает на двух ногах, продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух» - присаживается на корточки. «Вылезли из ямки» - ребенок встает с корточек. Игра повторяется.

«Мой веселый звонкий мяч»
    Цель: учить ребенка подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание игры:
Ребенок сидит на стульчике, взрослый становится перед ребенком на некотором расстоянии, выполняет упражнение с мячом, показывает ребенку как легко и высоко прыгает мяч если отбивать его рукой, при этом приговаривает:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскач?
Красный, желтый, голубой, 
Не угнаться за тобой.
Взрослый предлагает ребенку попрыгать одновременно с мячиком и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, взрослый произносит «Сейчас догоню!» Малыш престает прыгать и убегает от взрослого, который делает вид, что ловит его. 
Игра повторяется.

4. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с самомассажем читаем стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5. Игры – подражания с речевым сопровождением упражняют детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

Произношение гласных звуков
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб, удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок нуждается в заботе, внимании и любви со стороны взрослых.


 

Воспитатель Передерий Ю.Н.