Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Учимся работать с ножницами

22 апреля 2020 г.

Уважаемые родители!


Предлагаю вашему вниманию практическую консультацию «Учимся работать с ножницами».
Ножницы всегда привлекали внимание ребенка, и вот настает момент, когда можно предложить ему вырезать самостоятельно. Для этой цели нужны ножницы с закругленными концами, удобные для детской руки. 
В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) – тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует приобрести ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).
Вначале надо приучить ребенка держать ножницы правильно, а потом уже пользоваться ими. 
Действия ребенка с ножницами должно происходить строго в присутствие взрослого.
Как правильно держать ножницы
1. Пусть ребенок держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.
2. Пусть ребенок проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.
Далее покажите ребенку, как Вы сами режете бумагу на полоски, вырезаете круги и треугольники. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка, даже тогда, когда ему не удается сделать надрез. С течением времени ребенок будет овладевать навыками все лучше (ему необходима практика). 
     

Правила обращения с ножницами.
Приступая к работе в первый раз, а также каждый следующий раз повторять, пока  знания не превратятся в привычку.         
          1. Ножницы - это НЕ игрушка. Ножницы - это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ими пользоваться, можно пораниться. 
Итак, с ножницами не играют, с ними работают. 
          2. Ножницами МОЖНО:  резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций - кружочки, квадратики и т.д.  
          3. Ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить, а тем более бегать.
         4. Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия. 
         5. С ножницами нужно работать, сидя за столом. 
         6. Каждый раз после работы положить ножницы на место.

Принципы работы с ножницами
Положение рук
Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить.
1. Ребенок должен сидеть  прямо, его ноги должны упираться  в пол, а не висеть  в воздухе.
2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом.
3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко "в воздухе".  Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.
 Если у ребенка не получается держать руки правильно - можно попробовать несколько приемов.
Первый - сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.
Второй - можно дать ему вырезать, положив локти на стол.
Третий - можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук. Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.
Кроме положения локтей, важно  проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху.  Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что,  вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.
       Умение работать с ножницами – очень хорошо развивает моторику пальчиков. Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители. Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами, он будет очень горд, что родители считают ребёнка уже взрослым и доверяют пользоваться взрослыми вещами. 

Вот как развиваются у малыша навыки использования ножниц:
1. Ребенок начинает проявлять интерес к ножницам и работе с ними.
2. Ребенок держит ножницы правильно.
3. Ребенок открывает и закрывает ножницы произвольно.
4. Ребенок может отрезать кусок бумаги.
5. Ребенок отрезает кусок бумаги, делая два или более последовательных надреза.
6. Ребенок может разрезать лист бумаги пополам.
7. Ребенок может вырезать квадрат.
8. Ребенок вырезает фигуры более сложных форм.

Дорогие родители, не оставайтесь в стороне, помогите ребёнку! 
Научите  его правильно  пользоваться ножницами!

 

Воспитатель Розенберг Н.В.