Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

21 апреля 2020 г.

1.    «Какое слово лишнее и почему?»
Цель игры — учить выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению, развивать слуховое внимание и память, логическое мышление. 
Взрослый  произносит четыре слова. Ребенок их повторяет и говорит, какое слово лишнее. Затем он объясняет, почему выбрал именно это слово.
Например: стул, стол, диван, дерево. Лишнее слово - дерево, потому что это растение, а всё остальное - мебель; 
морковь, свёкла, яблоко, картофель. Лишнее слово - яблоко, потому что это фрукт, а всё остальное – овощи;
шапка, кепка, сапоги, платок. Лишнее слово – сапоги, потому что это обувь, а всё остальное - головной убор.
Можно использовать картинки

2.     «Времена года»
Цель: учить ребенка называть времена года и их признаки; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года (зима, весна, лето, осень)
1 Вариант.  Взрослый загадывает ребенку загадки о временах года, ребенок их отгадывает и  показывает соответствующую картинку.

Кто, скажи мне милый друг,
Красит белым всё вокруг,
И деревья, и дома?
Это — зимушка -… (ЗИМА)

Стало солнышко теплей,
Зажурчал в лесу ручей,
Вся природа расцветает,
Время года кто узнает? (ВЕСНА)

Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (ЛЕТОМ)

Листья быстро пожелтели
И на землю полетели.
Так бывает раз в году,
А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)

2 Вариант. Взрослый называет  действие для какого-то времени года. Например, катаемся на лыжах, на санках, на коньках, играем в снежки, лепим снеговика. Ребенок должен сказать, в какое время года это делают. 
Также можно перевернуть игру и спросить у ребенка, что делают зимой (весной, летом, осенью).
3 Вариант. Взрослый называет признаки какого-то времени года. Например (признаки лета), солнце поднимается высоко в небо и сильно греет, день самый долгий, трава густая и высокая, листья на деревьях вырастают большими. Ребенок должен сказать время года. 
Также можно перевернуть игру и спросить у ребенка, назови признаки зимы (весны, лета, осени).
4 вариант. Игра «Сравни».  Цель – учить сравнивать признаки двух времён года.
Взрослый показывает ребенку 2 картинки с изображением времён года (зима-осень, весна-лето, весна-осень, зима-лето и т.д). Ребенок  сравнивает признаки времён года по картинкам-опорам. Например, картинки осень и зима: осенью небо серое, а зимой голубое; осенью на деревьях листья разноцветные, а зимой на деревьях лежит снег, осенью идет дождь, а зимой снег. Картинки весна и лето: весной солнышко пригревает, а летом греет, весной на ветках деревьев набухают почки, а летом зеленые листочки, весной вода в реках холодная, а летом теплая и т.д.

3.    «Какой? Какая? Какие?»
Цель игры – учить ребенка использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными,  развивать память, внимание.
Материал: предметные картинки (например, мяч, кукла, скамейка, зонтик, карандаши т.д.)  или предмет (диван, стол, машинка и т.д.)
Взрослый показывает ребенку картинку или предмет и  предлагает назвать как можно больше слов-признаков.
Например, апельсин –какой?- круглый, оранжевый, сладкий, сочный, большой, гладкий;     солнце - какое? – круглое, теплое, ласковое, желтое.
4.    «Скажи наоборот»
Цель игры - учить ребенка подбирать слова, противоположные по смыслу, развивать мышление и воображение, устанавливать причинно – следственные связи, находить сходство и различие между предметами. 
Речевая задача - обучение подбору антонимов. 
1 вариант:
добрый – злой                                      твердый - мягкий
пушистый – гладкий                          веселый - грустный
ровный – кривой                                 чистый - грязный
ленивый – трудолюбивый                   радостный - печальный
идти – стоять                                    говорить - молчать
шептать – кричать                          держать - бросать
рвать – скреплять                             чистить - пачкать
сушить – мочить                                одевать - снимать
близко – далеко                                   высоко - низко
широко – узко                                     глубоко - мелко
смешно – грустно                               вверху - внизу
впереди – позади                                  слева- справа
2 вариант Взрослый  предлагает ребенку закончить фразу.
птица летит высоко, а комар ... (низко);
летом жарко, а зимой ... (холодно);
черепаха двигается медленно, а заяц ... (быстро);
море далеко, а лес ... (близко);
днем светло, а ночью ... (темно);
в океане глубоко, а в луже ... (мелко);
ворона кричит громко, а воробей ... (тихо). 
Заяц прыгает, а ласточка ...
Червяк ползает, а рыба ...
Лошадь скачет, а змея ...
Кузнечик прыгает, а гусеница ...
Сорока стрекочет, а ворона ...
Кошка мяукает, а собака ...
Овечка блеет, а корова ...
Кукушка кукует, а лягушка ...
Свинья хрюкает, а коза ...
5.    «Из чего сделано? » 
Цель: учить образовывать относительные прилагательные.
 Взрослый, говорит из чего сделан предмет, а ребенок называет какой он.
Например:  Дом из кирпича - это какой дом? Кирпичный дом.
 Ваза из стекла -это какая ваза? Стеклянная ваза.
 Стол из дерева -это какой стол? Деревянный стол.
      Тарелка из фарфора – фарфоровая.
      Ваза из хрусталя – хрустальная
      Самолетик из бумаги – бумажный и т.д.
       
«Из чего какой?» ( суп, компот, варенье, чай, сок, салат)
Варенье из клубники - это какое варенье? Клубничное варенье.
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот. 
Сок из лимона – это какой сок? Лимонный сок.
Суп из рыбы- это какой суп? Рыбный суп.
Суп из курицы- это какой суп? Куриный суп и т.д.

6.    Игра «Сосчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными. 
Взрослый предлагает ребенку посчитать предмет до 5. Например, Один мяч, два мяча, четыре мяча, пять мячей; одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол;  одно платье, два платья, три платья, четыре платья, пять платьев и т.д
Обратите  внимание, когда дети называют предметы на счет 5, изменяется окончание слова. Аналог игры «Один-много». Цель: обучать ребенка правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Вам понадобится:  мяч или предметные картинки.(курсив отвечает ребенок)
Одна рыбка - много рыбок
Одно корова - много коров
Одна машинка- много машин
Один носок- много носков
Один стул – много стульев и т.д.

Воспитатель Розенберг Н.В.