Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ, ИЛИ КАК ВЫРАСТИТЬ МАЛЕНЬКОГО ГЕНИЯ

14 апреля 2020 г.

Для того чтобы закрепить знания, умения и навыки, приобретённые ребёнком в детском саду,  достаточно соблюдать несколько простых правил:

1. Богатая, чистая и правильная речь будет развиваться только благодаря общению с взрослыми. Здесь важно, чтобы вы проявили максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных для ребёнка словах. Именно через вас ребёнок делает первые шаги к познанию окружающего мира.
 2. Чтение художественной литературы всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Не  забывайте спокойное, тихое  и лёгкое чтение перед сном. Дошкольный возраст – это период бурного развития детской фантазии, поэтому сказка здесь приобретает особое значение. Не беда, если сказка слишком длинная, остановка на интересном моменте лишь подогреет интерес ребёнка к последующему чтению.
3. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок говорил отчётливо и красиво? 
    Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики поможет ребёнку усвоить все звуки речи.  Чтобы ребёнок с желанием выполнял упражнения, необходим творческий подход. В дошкольном возрасте для ребёнка важно игровое начало. Упражнения можно выполнять с любимыми игрушками, а можно привлечь других членов семьи, предоставив ребёнку роль учителя. Только не забывайте, что ребёнок должен правильно объяснять и показывать артикуляционное упражнение.
4. Общеизвестно, что развитие мелкой моторикитесно связано не только с развитием речи, а также с развитием других психических процессов и со становлением и формированием личности в целом. Упражнения для развития пальчиков можно выполнять где угодно: дома, во время прогулки, в поездке. Самыми простыми и доступными из них являются следующие:
    собирание листочков, шишек, маленьких и больших камешков;
    рисование пальчиками на песке, в воздухе, на ладошке различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), линий (прямых, волнистых, длинных, коротких), простых изображений (домик, солнышко, тучка, волна, человечек);
    перебирание белой и цветной фасоли, риса, гречки, гороха;
    игры с прищепками;
    выкладывание узоров из спичек и счётных палочек;
    наматывание ниток;
    занятия изобразительной деятельностью (рисование, лепка, вырезание ножницами, изготовление игрушек в технике оригами)
Развитие речи происходит на всём этапе становления человека как личности, но наибольшую значимость в этом развитии имеют первые семь лет жизни. Не упустите этот шанс! Учёные давно подметили, что в каждом из нас заложены предпосылки к гениальности, и начинают развиваться они не от раннего обучения чтению, письму или высшей математике, а от способности ребёнка познавать окружающий мир через зрение, слух, осязание, слово, через взаимодействие с понимающими и терпеливыми родителями.
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. Бытует неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с первых лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не "съедать" слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна "подделка" под детский язык, который нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо ("смори" вместо "смотри", "не бежи" вместо "не беги", "ваще" вместо "вообще").
Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к ребёнку, вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к вашей речи и перенимать правильную артикуляцию. Ребёнку нужно научиться управлять своей артикуляцией, что порой не каждому и не сразу удаётся. Поэтому взрослому всегда следует проявлять терпение, когда ребенок, подражая вам, приобретёт это умение.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребёнком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Игры, в которые можно поиграть с детьми дома:

игры с водой
Возня с водой, переливание и брызганье особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Предложите ребёнку небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать "фонтан", подставив под струю воды ложку или пузырёк с узким горлышком. Обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в "бассейн", в котором плавают игрушки.
В банку с водой бросайте мелкие предметы (пуговицы, мозаику, фишки, шарики) и мелкие игрушки. Предложите ребёнку попробовать разные предметы (поварёшку, ложку с длинной ручкой, ложку с дырочками) в качестве  "сачка" для вылавливания предметов из воды. 

игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребёнка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные по диаметру трубочки (толстые и тонкие) для получения разных по размеру пузырей.
игры со свечой
Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.
Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в тёмной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

игры со светом и тенями
"солнечный зайчик" Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребёнку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего "зайчика", не спеша, отодвигая луч в сторону.

"тени на стене" Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её свет на стену. При помощи кистей рук, различных игрушек и предметов вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

игры на развитие координации движений и органов чувств

"ходьба по линии, по лабиринту" Наклейте или нарисуйте на полу линию в форме эллипса, диаметр которого не менее 4 метров. Предложите ребёнку пройти по линии, держа в руках различные предметы: стакан, наполненный  водой, свечу, колокольчик, книгу на голове. 
"катание шариков длинной палочкой по лабиринту, сделанному из кубиков"
"зеркало" – повторение за ведущим танцевальных движений или физических упражнений.
Такие игры дают ребёнку возможность почувствовать собственное тело и научиться управлять им, тренируют координацию и согласованность движений.
"узнай предмет по звуку" Завяжите ребёнку глаза и палочкой или карандашом постучите по разным предметам: оконному стеклу, металлической или фарфоровой кружке, батарее, раковине. Прошуршите газетой, спичками в коробке. Предложите угадать, что это за предмет.
"узнай на ощупь" Подведите ребёнка с завязанными глазами к разным предметам: к гладкой стене, ворсистому ковру, мягкому меху и т.д. Дайте ребёнку возможность потрогать эти предметы и узнать и назвать их.