Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

24 октября 2019 г.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном  возрасте восприятие сказки  становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.
Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте, тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные игры. Эти игры помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Игра «Звукорежиссёры»
Игра направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запомнить последовательность действий сказки и её сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите ребенку «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.
Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
Игра «Встречи героев»
Игра помогает устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий  сказки и её сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг  другу при встрече? Похвалить колобка, за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

Игра «Новые сказки»
Игра развивает творческое воображение, фантазию, связную речь.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдёт, если там появится ещё и злой волшебник или бабочка.
Игра «Пропущенный кадр»
Игра учит составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помогает ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые в достаточном количестве можно приобрести  в магазинах.
По – порядку перед ребенком выкладываются картинки одной из сказок. Одна  картинка нарочно убирается. Перед ребенком ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательность. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

Игра «Сказочная цепочка»
Игра учит составлять предложения по предметным картинкам. Помогает ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке,  с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Вот несколько интересных игр, которые помогут  вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое  вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Читать детишкам сказки надо в правильное время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесёт малышу больше пользы и положительных эмоций.


Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша.
 

Воспитатель Розенберг Н.В.