Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Советы учителя-логопеда

19 ноября 2019 г.

     Когда нужно исправлять произношение звука «р»?

    Маленьким детям часто не даётся произношение звука р. Вместо него они произносят л, картавят, просто пропускают трудный звук. Родителям не надо поправлять совсем маленьких детей, заставлять их произносить слова со звуком р типа « Арарат», «ротор» или, того хуже, заучивать скороговорки. Нужно в присутствии ребёнка самим взрослым говорить правильно, не пользоваться его фонетикой. Неправильное произношение звука р формируется по разным причинам и в раннем возрасте оно допустимо. Звук р в русском языке считается одним из сложных по произношению. А вот если в четыре с половиной – пять лет ребёнок так и не начал правильно его произносить, нужно обратиться к логопеду, чтобы тот помог к школе овладеть не послушным звуком.

         В каких случаях нужно проконсультироваться у логопеда?

-    если в возрасте двух лет малыш всё ещё не начал говорить;
-    когда у ребёнка во время разговора между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлопающий» характер;
-    если ребёнок «гнусавит»; 
-    когда ребёнок заикается.

      Не откладывайте надолго визит к логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить не правильно закрепляется и хуже поддаётся    коррекции. 

                   В каком возрасте изучать иностранный язык?

  Родители, решившие обучать своего ребёнка английскому языку уже с годовалого возраста, спрашивает: «Не повредит ли ребёнку, если с ним будут разговаривать то по-русски, то по-английски?» 
  Ребёнок в раннем возрасте легко усваивает два языка при условии нормального психомоторного и речевого развития. Однако овладение вторым языком не тягостно для малыша только тогда, когда оно происходить без принуждения, как бы само собой.
                 

 КАК ОЦЕНИТЬ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ РЕБЁНКА (начиная с четырёхлетнего возраста)

Часто, для того чтобы определить, правильно ли ребёнок произносит звуки речи, взрослые предлагают ему повторить за ними отдельные слова или звуки. Такая методика не всегда даёт возможность получить чёткое представление о произношении звуков в самостоятельной детской речи. Подражая взрослому, малыш нередко произносит звуки лучше, чем без посторонней помощи.
Опыт показывает, что нецелесообразно также оценивать звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов взрослого стихотворении ребёнок произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать нужные для проверки звуки. Поэтому лучше всего предложить ребёнку специальный материал в форме картинок.
Попросите вашего малыша назвать то, что нарисовано на картинке. Внимательно слушайте, как он произносит тот или иной звук речи. Каждый конкретный звук в названиях изображённых предметов должен быть в начале, середине или конце слова.

ЧТО ТАКОЕ « ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЗВУКА В РЕЧИ РЕБЁНКА»?

Это такой своеобразный внешний дефект в произношении звуков речи, например, отсутствие звука р или л (в этом случае ребёнок говорит абота вместо работа и апа вместо лапа). Этот вид нарушений звукопроизношения внешне похож на «возрастное косноязычие», но, в отличии от последнего, встречается в более позднем возрасте (после пяти – шести лет).

                    ЧЕМУ ИМЕННО СЛЕДУЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, РАЗВИВАЯ РЕЧЬ РЕБЁНКА?

Чем бы вы не занимались с ребёнком, разговаривайте с ним, не оставляйте не замеченной каждую его попытку поговорить, обратиться к взрослому, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения.
Старайтесь расширять круг впечатлений ребёнка, говорите ему о занятиях взрослых, играх детей, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы.
В ходе беседы малыш должен научиться отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?».
Очень полезны занятия с использованием картинок. Например, на картинке изображена чашка, ребёнок произнёс нужное слово. Сразу же предложите ему: «Посмотри, есть ли на столе чашка. Покажи мне её». Или назовите и покажите какой-то предмет обстановки, а затем попросите ребёнка отыскать его на картинке. У ребёнка, который вообще не говорит, такое упражнение развивает способность понимать чужую речь, а это очень важно. А ребёнку, освоившему элементарную речь, подберите простые сюжетные картинки типа «мальчик читает книгу», «мальчик моет посуду», «дети спят» и попросите рассказать, что на них нарисовано. Помогите малышу, задавая наводящие вопросы. Вопросы по картинке должны быть короткими и ясными.
Следующий этап – занятия с серией картинок, связанных между собой несложным сюжетом. Дайте ребёнку две, три или четыре картинки и попросите разложить их в соответствии с развёртыванием сюжета, а потом составить рассказ. Придумайте вместе название рассказа. Например, «Нашли ежа». 
1)    Мальчики пришли в лес. Под кустом нашли ежа. 2) Дети положили ежа в шапку и понесли домой. 3) Дома они напоили ежа молоком.
Это задание ребёнку, возможно, будет сложно выполнить. Несколько раз разложите перед ним картинки в определённой последовательности. Напомните ещё раз название рассказа. Затем помогите составить рассказ, рассматривая при этом по очереди все картинки.
Особенно трудно малышу рассказывать. Дети часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или названий действий, не связывая их между собой. Но если вы проявите настойчивость и выдержку, от занятия к занятию речь будет становиться всё более связной.
Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало говорят. Это происходит по разным причинам. Нередко взрослые не побуждают детей к высказываниям, слаб интерес к окружающему. Для того, чтобы активизировать речь ребёнка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чём-то или попросить что либо. Например, у малыша может возникнуть необходимость попросить убранную вами игрушку, причём объясниться не с помощью жестов, а словами. Наберитесь терпения и учите ребёнка опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.