Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Почему заговорить бывает трудно?

5 ноября 2019 г.

Развитие речи - процесс индивидуальный зависящий от многих факторов. Если в 2-2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Типичные варианты задержки активной речи у детей 2-2,5 лет:
Задержка речи на стадии называния
Ребёнок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым, В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает своё недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребёнком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Родителям нужно организовывать сотрудничество с ребёнком по типу "давай вместе''. А главное, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать сказки.
Можно поиграть с ребенком в старую игру “Сорока - ворона" или другие детские игры. Но нужно помнить, что всем предметным действиям следует придавать (по возможности) человеческий характер - куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т, п. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить. 
Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик,
«Детские» слова могут препятствовать развитию речи
 Причины употребления специфических "детских" слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной ещё артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребёнку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения
Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым
Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так всё понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом.
Ориентация в основном на предметный мир
Родителей радует, когда ребёнок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребёнок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир. Конечно, взрослым удобно, если ребёнок занимает себя сам, подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот.
Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит моциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в "ку-ку") спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом.

В каком возрасте пора показать  ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело.
Обратиться можно в любом возрасте.
К старшему дошкольному возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью.
И даже если логопед скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи.
Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием.
Чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.