Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

19 ноября 2019 г.

Тихо, тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.  


Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
  - Сюжетные игрушки очень интересны для малышей раннего возраста. Но не всегда маленький ребенок самостоятельно умеет действовать с ними. В таких случаях требуется помощь взрослого. Он учит малыша укладывать куклу спать, кормить кошечку, знакомит кроху с повадками животных, их звуками (лай собаки, рычание мишки и т. д.)
- Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особую радость у малыша, т. к. сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является стимулирующим фактором для развития эмоций и вниманием ребенка.
- Играя с крохой первого года жизни, мама сама выполняет действия с игрушками напевая простые песенки, тем самым развивая эмоционально – положительные реакции, вызывая у крохи слуховое и зрительное сосредоточение, стимулируя повороты головки, туловища, движения ручек.
- Малыш второго года жизни с помощью взрослого выполняет простые действия с игрушками, связывая их с музыкой определенного характера: кукла пляшет, спит, зайка прыгает и т. д., подражая взрослому, кроха самостоятельно выполняет сюжетно – образные движения. Играя, ребенок учится заботиться об игрушках, бережно относится к ним.
- Для музыкальных игр нужны мягкие игрушки разного размера, резиновые игрушки, игрушечные предметы быта, сюжетно–транспортные игрушки. Очень нравятся малышам игрушки, которые двигаются и звучат (щебечущая птичка, рычащий мишка и т. д.)  


Игра «Матрешки»,  муз. Ю. Слоновой
Для игры понадобится кукла – неваляшка. Положите малыша на живот, покажите неваляшку. Пойте песню и звените игрушкой:
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки, ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки, ладушки, ладушки!
Спрячьте куклу, воскликнув: «Ай, нет ляли!». Потом покажите.
Эта игра поможет крохе находить источник звука, фиксировать на нем взгляд, стимулировать к повороту головы, развивать эмоциональную сферу.


Игра «Петушок», рус. нар. песня
Приготовьте для игры  петушок би –ба –бо. Кроху положите на живот. Показывайте игрушку и пойте песенку:
Петушок, петушок золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, Вани спать не даешь!
Спрячьте игрушку за спину, воскликнув: «Ай, нет петушка! Где он? Вот петушок!», показывайте то слева, то справа. Игру повторите несколько раз.


Игра «Шофер», муз. А. Попатенко
Посадите резиновую игрушку зайку в машину. Положите малыша на живот. Двигайте машинку из стороны в сторону перед крохой и напевайте:
В машине, машине шофер сидит.
Машина, машина идет, гудит.
Ритмично нажимайте на игрушку, чтобы она издавала звук:
Би – би – би! Би – би – би!
Побуждайте кроху дотягиваться до машинки, исследовать ее, нажимать, извлекая звук. Играйте, пока у малыша сохраняется интерес.


Игра «Зайка», рус. нар. песня
Положите кроху на бок, поставьте мягкую игрушку зайку. Напевая песенку, двигайте игрушку перед малышом:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так и вот так он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!
Приподнимайте и опускайте зайку перед ребенком:
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
Спрячьте зайку:
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!
Потом переложите кроху на другой бок. Стимулируйте эмоционально – положительные реакции на игрушку.


Потешки.


Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.
  Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
  В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.
Если Вам нужно успокоить плачущего малыша - расскажите ему потешки-утешалки. Потешки-утешалки не только отвлекут ребенка от неприятностей, но и будут развивать память и мышление ребенка.
* * *
У лесы боли,
У волка боли,
У моего сыночка (дочки)
Боль на берёзку
В лес улети
* * *
Ани-бани, трукатани, 
Едет баба по Рязани, 
Она едет на печи, 
Продает калачи. 
Калач 
Горяч, 
Выходи, 
Не плачь!

  Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях.

Просыпаемся с потешкой
Потянушки - потягушки, 
Кто тут сладкий на подушке? 
Кто тут нежится в кроватке? 
Чьи тут розовые пятки? 
Это кто же тут проснулся, 
Кто так маме улыбнулся? 
И кого так любит мама? 
Вот тут кто любимый самый!
Умываемся с потешкой
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Детка умывайся веселей!

Моем ручки до и после еды с потешкой
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
***
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
Если ребёнок плохо кушает, потешки снова придут на помощь.
Кушаем с потешкой.
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели понемножку.
***
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму, 
А вторую за кого?
- Да за папу твоего, 
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку, 
Сьешь за бабу, 
Съешь за деду, 
За мальчишку - за соседа, 
За подружек и друзей, 
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий, 
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
Потешки для зарядки
  Зарядка поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером.
Мы ногами топ, топ!
Мы руками хлоп, хлоп!
Мы глазами миг, миг!
Мы плечами чик, чик!
Раз сюда, два сюда 
(повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя!
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали,
Словно ванькой-встанькой стали.
А потом пустились вскачь 
(подскоки в движении по кругу)
Будто мой упругий мяч.
Раз, два, раз, два 
(упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.
***
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
 (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали, 
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали,
А потом они ходили
 (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
 (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали, 
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали, 
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

Потешки - ладушки (зарядка для пальчиков).
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
***
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
  Многие из родителей сталкивались с капризами, слезами и прочими трудностями в процессе одевания своего малыша. Мамиными помощниками в этом деле являются потешки для одевания.
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.


***
Маша варежку надела: 
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
 
Маша варежку сняла: 
- Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
— Как живешь?
Потешки перед сном.
За окошком вечер,
А на небе месяц...
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка - в дупле,
Собачка - в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.
***
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Можно попробовать напевать потешки. Звуки песенки завораживают малышей. 
Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни!

 

Воспитатель Розенберг Н.В. 

Музыкальный руководитель Науменко О.А.