Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

3 декабря 2019 г.

Бывает ли у вас так, что любимое чадо хочет пообщаться с вами именно в тот момент, когда вы собрались что-нибудь приготовить? Ребенок хватает на ходу за подол, сам играть не хочет, игрушки и книжки с презрением отвергает…С этим сталкивались многие родители. Как вы считаете, место ли ребенку на кухне? Если ответ положительный, то это позволяет убить сразу нескольких зайцев:

1. Не надо разрываться между кухней и ребенком. Он тут, под присмотром.

2. Можно заниматься одновременно хозяйством и развитием ребенка. Именно на кухне можно создать отличные условия для развития мелкой моторики и логики, координации движений и даже обучить счету и письму. Плюс – ознакомить с миром предметов.

3. Малыш с раннего возраста приобретает навыки самостоятельности и обучается готовить.

4. Учится помогать маме, сотрудничать. Потом этот ценный навык он сможет использовать в общении и со взрослыми,  и с детьми.

5. Обучается технике безопасности. Ведь обычно блендеры, мясорубки, газовая плита и прочие опасности очень привлекают малышей. Если вы расскажете о их назначении и покажете ребенку, как осторожно с ними надо обращаться – он уже не будет использовать их для игры с риском для здоровья.

Конечно, есть ряд минусов:

1. За юным поваром нужен глаз да глаз.

2. После совместного пребывания на кухне потребуется уборка. Но ее также можно провести вместе с малышом.

3. Как и всегда по началу, неумелый помощник больше мешает, чем помогает. Но нужно набраться терпения – и скоро он действительно станет помогать. С удовольствием и радостью. А этот результат точно стоит усилий. 
Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает  крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с малышом.
  
Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить. 

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно для игры использовать тарелки разных цветов. Насыпать фасоль в них, считать – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадить разных животных возле каждой тарелки, причем подбирать их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из крупы, определить, что ему попалось в руки.

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Cчитаем складываемые предметы.

Сортируем ложки и вилки отдельно.  
Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

Говорим. Время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Перечислите все продукты, которые начинаются на букву «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите крохе как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве, начинается на букву «Я».
 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.