Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Консультация по возрастам

17 декабря 2019 г.

Младший возраст

Уважаемые папы и мамы!
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаб¬людайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
*    очень вял,  нехотя реагирует на окружающее;
*    часто   проявляет   беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
*    имеет сильное течение слюны;
*    не выполняет   простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
*    не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
*    говорит     «ма»     вместо «мама»    или    относит     слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
*    употребляет   слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Средний возраст

Уважаемые папы и мамы!

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:
*     ежегодно,     начиная     с   первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;

*     критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что асе само собой образуется;

* обязательно   проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аде¬ноиды существенно влияют наречь, и у ортодонта.
Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
* большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь,   научит вас,   как развивать фонематический слух;

* посещайте с ребенком логопедические   занятия,     выполняя тщательно домашние задания. Без   выполнения   этих   заданий,    без   постоянного    контроля    над    по¬ставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;

* через     полгода     после     того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;

* в      случае      тяжелых   речевых нарушении сделайте все,  чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.


Старший возраст

Уважаемые папы и мамы!

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
    Время  от  времени  беседуйте  с ребенком о школе,  настраивая его на серьезное  и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

    У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
*    правильно   произносить   все звуки языка;
*    выделять первый и последний звук в слове;
*    разделять слово на слоги;
*    определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
*    придумывать слова на заданный звук;
*    сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
* повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
*    определять   количество  слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

     Важно выяснить:
*    насколько    богат    словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
*    насколько      развит      кругозор ребенка,  знает ли он свою фамилию,  имя,  отчество, возраст;
*    что знает   об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
*    сформированы ли у него  слова-обобщения;   ориентируется ли во  времени;  умеет, ли исключить из предложенного ряда   «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

    Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

    Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

     Время от времени повторяйте с ребенком  выученные стихи.

    В случаях любых затруднений обращайтесь к нам за консультациями.

Учитель-логопед Басалаева О.Н.