Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Профилактика плоскостопия у детей

3 декабря 2019 г.

I. Теоретическая часть
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одной из важных тем профилактике проскостопия в ДОУ и в семье. На мастер-классе вы сможете познакомиться с методами по профилактике плоскостопия, с различными массажерами, которые можно приобрести или сделать самостоятельно. Затем мы вместе выполним упражнения и игры, которые можно выполнять с детьми в домашних условиях.
II. Практическая часть
1. Разминка
Родители с детьми строятся в колонну по одному и идут в обход по залу
1.    Ходьба:
•    простым шагом;
•    на носках руки на пояс;
•    на пятках руки в стороны;
•    на внешней стороне стопы руки на пояс;
•    ходьба по канату;
•    по массажным дорожкам;
•    простым шагом.
Родители с детьми садятся на коврики по кругу.
1.    Самомассаж стоп
Слова    Действия
Божьей коровки папа идёт.    Сидя, гладить ноги с верху до низу
Следом за папой мама идёт.    Разминать их.
За мамой следом детишки идут.    Похлопать их ладошками
Следом за ними малышки бредут.    «Шагать» пальчиками
Красные юбочки носят они,    Поколачиваем кулачками
Юбочки с чёрными точечками.    Постукиваем пальчиками
На солнышко они похожи,
Встречают дружно новый день.    Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы.
А если будет жарко им,
То прячутся все вместе в тень.    Погладить ноги ладонями, спрятать руки.


2. Комплекс упражнений №1 из исходного положения стоя:
Наши ножки с утра
Слова    Действия
Наши ножки с утра
Делают зарядку.
Вот так встанут на носочки,
А потом на пятки.    Приподниматься на носки, перекатываясь на пятки
На носочках постоим,
Вместе вдаль мы поглядим    Приподняться на носки, развести пятки в разные стороны
Опускаемся на пятки,
Танцевать начнем вприсядку    Приседать на полной стопе
Снова на носках стоим,
Вправо, влево поглядим.    Приподниматься на носках
Опускаемся на пятки,
Мы закончили зарядку.    Опускаемся на всю стопу.


3. Комплекс упражнений №2 из исходного положения сидя: 
•    «Пальчики поссорились-помирились» разведение и сведение носков и пяток;
•    «Покажи ёжику солнышко» захват мяча ступнями и поднимание его с помощью ног в горизонтальное положение;
•    «Здравствуйте – до свидания» совершать движения стоп на себя от себя;
•    «Собери палочки» поднимание с пола палочек поочередно пальцами правой, левой ноги;
•    «Поклонились» сгибание и разгибание пальцев ног;
•    «Ёжик» прокатывание по полу массажного мяча от пальцев к пятке;
•    «Подними платок» захватывание платка пальцами ног, поднимание вверх и опускание;
•    «Прокати палочку» прокатывание гимнастической палки ступней по полу.
(упражнения выполняются по 3-4 раза)
4. Игры
•    «Футбол» родитель и ребенок в паре прокатывают мяч друг другу ногами в положении сидя.
•    «Собери игрушки» родитель и ребенок, сидя на стульчике, собирают пробки с пола пальцами ног и складывают их в ведерко.
III. Заключительная часть
- На этом наш мастер-класс завершается. Не забывайте о мерах профилактике плоскостопия, выполняйте регулярно с детьми несложный комплекс упражнений. Занимайтесь под веселую музыку и с хорошим настроением. Будьте здоровы!

Профилактические занятия и гимнастика

После 1 года можно ввести ребенку комплекс упражнений на специальном массажном коврике-аппликаторе.
Можно купить цельный массажный коврик, а можно выбрать коврик-пазл, который будет для ребенка и веселой игрой, и эффективной профилактикой патологии стоп. Коврики оснащены особой фактурой — неровностями по типу «Ракушки», «Галька», «Шипы» и так далее. Хождение и упражнения на квадратах с разными поверхностями-фактурами стимулирует различные активные точки стоп.
Профилактические коврики мягче, чем коврики для лечения плоскостопия. Они выполнены их эластичных материалов, хождение по ним не доставляет выраженных неприятных ощущений.

Важно, чтобы ребенок занимался на коврике каждый день, хотя бы по 20-30 минут. Это позволит избежать патологических отклонений в росте голеностопа и свода стоп.

Если коврика нет, и средств на его приобретение тоже нет, напольный аппликатор можно сделать ребенку своими руками. Для этого подойдут и пуговицы, и ракушки, и крупные бобы, и плоды каштана. На аппликаторе собственного изготовления или фабричного производства ребенок вместе с мамой может практиковать:
•    хождение на пяточках;
•    хождение на носочках;
•    перемещение на наружных краях стоп;
•    перекаты с наружного края на внутреннюю часть стопы;
•    шаги с подогнутыми внутрь пальцами стоп.


КОМПЛЕКС «УТЯТА»
1. «Утята шагают к реке».
И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку».
И. п. – то же. Поднять внутренние своды, опереться на наружные края стоп, вернуться в и. п.
3. «Утята встретили на тропинке гусеницу».
И. п. – то же. Ползающие движения стоп с помощью пальцев.
4. «Утка крякает». И. п. – то же. Отрывая пятки от пола, развести их в стороны, произнести «кря-кря», вернуться в и. п.
5. «Утята учатся плавать».
И. п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Оттягиваем носки ног поочередно.
КОМПЛЕКС «МАТРЕШКИ»
1. «Мы веселые матрешки, на ногах у нас сапожки».
И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс. Выставить правую ногу вперед на пятку, покачать носом вправо-влево, приставить ногу, то же левой ногой.
2. «Красные сапожки, резвые ножки».
И. п. – то же. Правую ногу вперед - в сторону на пятку, на носок, на пятку, с притопом приставить. То же с левой ноги.
3. «Танец каблучков».
И. п. – то же. 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх. 3-4 – поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.
4. «Гармошка».
И. п. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Пятки врозь, носки врозь, скользящим движением перемещаться вправо, затем влево.
5. «Елочка».
И. п. – стоя, пятки, носки вместе. Приподнимаем носки, переносим вправо, затем пятки, продвигаясь вправо, затем влево.
6. «Присядка». И. п. – то же. 1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед – в стороны ладони вверх. 2 – и. п. 3 – правую ногу в сторону на пятку. 4 – и. п. 5-8 – то же с другой ноги.
7. «Шаг с припаданием».
И. п. – то же. Шаг левой ногой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед, встать на правый носок скрестно за левой (на 4 счета). То же в другую сторону.

В целях повышения интереса у детей к двигательной деятельности лечебного характера в связи с её однообразием, рекомендуется использовать музыкальное сопровождение и различные предметы.
Упражнения выполняются на удобном мягком коврике.
- две игольчатые полусферы;
-гимнастическая палка;
- обруч или швабра;
- игольчатые мячи;
- тряпочка или полотенце;
- мелкие предметы (игрушки, карандаши и т. д.);
- массажный коврик.
Упражнения:
1. Ходьба на носках. Руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
2. Ходьба на наружном своде стоп, руки на поясе, пальцы на ногах согнуты, ноги в коленях не сгибать.
3. Перекаты с пятки на носок, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
4. Перекаты с пятки на носок на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
5. Прыжки на двух ногах на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
Ходьба по массажному коврику «морские камушки»: обычная, боком руки на поясе.
Ходьба по полусферам: одной ногой, другой, 2-мя поочередно, с высоким подниманием колен.
Упражнения с палкой
- ходьба боковым приставным шагом на переднем своде стопы, на средней части стопы; елочкой.
Упражнения из и. п. сидя на стуле
1. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимально отрывать стопы от пола.
2. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное сгибание пальцев (10-12 раз).
3. Ноги вертикально, стопы параллельно. Сгибаем пальцы, поворачивая стопы вовнутрь.
4. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное поворачивание стоп друг к другу.
5. С мелкими предметами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Перенос предметов одной ногой, др. остается неподвижной.
6. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват пальцами платка или тряпочки сначала одной ногой, потом одновременно.
7. Ноги вертикально, стопы параллельно. Поглаживание одной ногой другую от стопы к колену.
8. С игольчатыми мячами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Круговые вращения, движения вперед-назад одной ногой затем другой.
9. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват стопами полусферы или мяча, поднять – опустить.
10. Ноги вертикально, стопы параллельно. Раскатывание палки 2-мя ногами одновременно вперед-назад.

Воспитатель Степная Т.В.

Воспитатель Козлова О.В.