Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Комплекс упражнений для постановки шипящих звуков

24 января 2020 г.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков 
Ш, Ж, Ч, Щ 

1.    Наказать непослушный язык.
Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на, нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.
Методические указания: 
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 
- Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
2.    Сделать язык широким.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.
Методические указания: 
- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
- Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 
- Боковые края языка должны касаться углов рта. 
- Если это упражнение не получается - вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
З.Приклей конфетку.
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Методические указания: 
- Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 
- Рот открывать не шире чем на 1,5 - 2 см. 
- Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно' поставить чистый указательный палец ребенку сбоку между коренными зубами ( тогда он не будет закрывать рот). 
- Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
4.    Грибок.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
Методические указания: 
-Следить чтобы губы были в положении улыбки.
 - Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
 - При повторении упражнения надо открывать рот шире.
5.    Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:
 - Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
 - Нельзя надувать щеки. 
- Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук X, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
6.    Вкусное варенье.
Цель вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.    
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Методические указания:
- Следить чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 
- Если упражнение не получается - вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
7.    Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания: 
- Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 
- Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторЪн языка.
8.    Фокус.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания:
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придерживать язык. 
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Учитель-логопед Басалаева О.Н.