Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Что такое мелкая моторика и как её развивать

16 января 2020 г.

 Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека  центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. 
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
1. Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст (до трех-четырех лет), рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
3. Песочная терапия
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.


4. Вырезание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
5. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.
Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
6.Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.
7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)
Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и т.д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т.д. Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
8. Шнуровки – зачем они?
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п.
Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая “картина”. Таков, например, “Теремок” – игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
9.Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. 
10.Графические упражнения.
Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
11. Штриховка.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Виды штриховки:
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см

Пальчиковые игры со стихами, потешками, скороговорками.
1. «Зайка и ушки».                                               2.     «Белка».                                                                   
Ушки длинные у зайки,                                      Сидит белка на тележке,                                             
Из кустов они торчат.                                         Продает она орешки:                                            
(кисть сжата в кулачок,                                      Лисичке – сестричке,
указательный и средний                                     Воробью, синичке 
пальцы выставлены вверх                                  Мишке толстопятому,                                              
и шевелить ими в разных                                   Заиньке усатому.                                                  
направлениях)                                                  (поочередно загибать все пальцы,                                                                                                                                                                      
Он прыгает, и скачет                                           начиная  с большого).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Веселит своих зайчат.           
3.  «Гусь».                                                              4.    «Жук».
Гусь стоит и все гогочет,                                      Жук летит, жужжит, жужжит
Ущипнуть тебя он хочет.                                      И усами шевелит.
(предплечье вертикально.                                     (пальчики в кулачок. 
Ладонь под прямым углом.                                  Указательный и мизинец  
Указательный палец опирается                            разведены в стороны,
на большой.  Все пальцы                                      ребенок шевелит ими).
прижаты друг к другу). 

5. «Очки».                                                             6. "Повар"                                                          
Бабушка очки надела                                           Варим, варим, варим щи.                                   
И внучонка разглядела.                                       Щи у Вовы хороши!
(большой палец правой                           (выполнять круговые движения                         и левой руки вместе с                                         кистью  по часовой  стрелке и
остальными образуют колечко.                         против нее в сопровождении
Колечки поднести к глазам).                             стихотворного текста).

7. «За работу».                                                    8. «Замок».                                                                                                                                                                                                                                               
Ну-ка, братцы, за работу.                              (ладони прижать друг другу, 
Покажи свою охоту.                                       пальцы переплести).                        
Большаку дрова рубить,                                На двери висит замок,
Печи все тебе топить,                                    (быстро соединять пальцы в 
А тебе воду носить,                                        замок  и   разъединять)                            
А тебе обед варить,                                        Кто его открыть  бы смог?
А тебе посуду мыть.                                        Потянули! (пальцы в замок, 
А потом всем песни петь,                              потянуть их, не расцепляя).
Песни петь да плясать,                                      Покрутили! (подвигать 
Наших деток забавлять.                           сцепленными  пальцами от себя –  (поочередно разгибать пальцы,                     к себе).
начиная с большого, а на слова                     Постучали! (пальцы в замке,
«Песни петь да плясать» -                     постучать основаниями ладоней 
энергично шевелить ими).                             друг о друга.)  
                                                                          И открыли! (расцепить пальцы).
9. « Груздь».                                                     10.   «Морозы».
Груздь на солнце греет бок,                          Зимним утром от мороза
В кузовок иди, грибок!                                  На заре звенят березы.
(указательный палец                                      (руки тыльной стороной        
правой  руки  - «ножка»;                                прижаты друг к другу. Пальцы
пальцы левой руки,                                        подняты вверх и  растопырены.
сомкнутые вместе – «шляпка».                     С одновременным произнесением
С одновременным произнесением                слов – шевелить кистями рук и
скороговорки –менять «шляпку»                  пальцами).                
и  «ножку». Кузовок – переплетенные            
пальцы обеих рук плотно смыкаются, 
«забирая к себе грибок»).

11. "Засолка капусты"                                           12.  «Дружба».                                                       
 Мы капусту  рубим,                                               Дружат в нашей группе                   
(движения прямыми                                               Девочки и мальчики.
 кистями  вниз-вверх).                                            Мы с тобой подружимся
 Мы морковку трем,                                                Маленькие пальчики.                                                                                                                                        
 (движения кулаков                                                 Раз, два, три, четыре, пять,
 к себе и от себя).                                                    Начинай считать опять.                                 
Мы капусту солим,                                                 Раз, два, три, четыре, пять,                                                                                                                                     
(движения     пальцев,                                               Мы закончили считать.
имитирующие посыпку  солью.)                         (пальцы обеих рук несколько 
Мы капусту жмем.                                                 раз       ритмично соединяются 
(интенсивное сжимание                                        в замок. Пальцы поочередно 
обеих рук в кулаки).                                              касаются  друг друга,
                                                                                 начиная с мизинца).       
13. «Клин».                                                           14. «Цветок».
Один Клим                                                          (ладони вверх, пальцы образуют  
клин колотил.                                                      «бутон», основания кистей 
Колотил, колотил,                                               прижаты друг к другу.)                                                             
да не выколотил.                                                 Солнце поднимается -                                 
(кулачок левой руки стоит на ребре.                Цветочек распускается
Сверху, на левом, стоит                                   (развести пальцы рук в стороны).      
правый кулачок.                                                  Солнышко садится - 
На каждое слово кулачки                                   Цветочек спать ложится
«разжимаются» и меняются  местами).            (соединить пальцы).
15. «Дружные зверята».                                      16.  «В домике».
Дружат добрые зверята.                                     Стол стоит на толстой ножке,        
(пальцы рук соединяются в «замок»).              (левую ладонь сжать в кулак,
Дружат малые зайчата,                                       правую раскрыть и положить
(ритмичное касание                                            сверху).                                                                                                                                             
мизинцев  обеих рук).                                       Рядом стульчик у окошка,
Дружат в озере бобры,                                     ( сжатый кулачок правой руки,
(ритмичное касание безымянных                    левую приставить к нему 
пальцев обеих рук).                                           вплотную, пальцами вверх,                                                                                                                  
Дружат в небе комары,                                     как спинку).                                                                                                                                        
(ритмичное касание средних                           Два бочонка под столом,                                                                                  
пальцев обеих рук).                                          (неплотно сжать руки в кулачок).
Дружат милые ежата,                                        Вот такой я видел дом.                                                                                                            
пальцев обеих рук).                                           (кончики пальцев  рук соединить
Дружат даже медвежата                                    в наклонном положении
(ритмичное касание  больших                          ладоней).
 пальцев обеих рук). 
По лесу разбежались!
 (руки опустить, потрясти кистями).

Пальчиковые игры с предметами

Задание « Перебираем крупу ».
Описание:  Ребенок сидит за столом, перед ним две пустые миски и одна со смешанными по цвету фасоль (темная и светлая). Работая двумя руками, ребенок делит фасоль на темную и светлую.
Задание « На морском берегу ».
Описание: Ребенку предлагается выложить на дощечке с накатанным слоем пластилина фигурки из фасоли: солнышко, облако, дерево, мячик, рыбку, дорожку.
Задание « Забей мяч в ворота ». 
Описание: Играющие сидят за столом друг напротив друга, у них небольшой шарик. По середине стола – «ворота». Ребенок прокатывает мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
Задание « Гармошка ».
Описание: Взрослый берет большую пуговицу с 2 отверстиями. В оба отверстия продевает толстую нитку и завязывает, чтобы образовалась кольцо. Разместив пуговицу посередине,  нужно зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и вращая, руками нитку, как скалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка – не дать «гармошке» остановиться, все время совершая сводящие и разводящие движения пальцами.
 Задание « Художник ».
Описание: Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку»(карандаш). Взрослый предлагает ребенку «волшебной палочкой» нарисовать по воздуху различные предметы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Взрослый следит, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож.
Задание « Рисуем на крупе ».
Описание: Взять яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпать по подносу любую мелкую крупу. Провести пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложить малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем вместе  с ребенком нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны).
Задание « Волшебные пуговицы ».
Описание: Подбираются  пуговицы разного цвета и размера. Сначала взрослый выкладывает рисунок сам, затем предлагает малышу сделать то же самое только  самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без помощи взрослого, он  придумывает свои варианты рисунков. Из пуговичной мозайки можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика и т.д.
Задание « Разноцветные прищепки ».
Описание: Взрослый  натягивает веревку на уровне плеч ребенка и дают ему несколько бельевых прищепок. На каждый слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
«Прищеплю прищепку ловко
Я на мамину веревку».
Задание  «Орешек».
Описание: Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Задание: « Шаловливый котенок ».
Описание: Взрослый заранее разматывает катушку ниток. Сначала правой, а затем левой рукой ребенок сматывает катушку ниток.
Задание « Шофер ».
Описание: На столе раскладываются мелкие предметы (кубики, фигурки животных) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Передвигая фигурку, ребенок одним пальцем, «объезжает» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами обеих рук
Задание « В зоопарке».
Описание: Берется решетка для раковины. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

Воспитаетль Розенберг Н.В.

Музыкальный руководитель Науменко О.А.

Психолог Токарева М.В.