Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

ЧЕМУ ИМЕННО СЛЕДУЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, РАЗВИВАЯ РЕЧЬ РЕБЁНКА?

7 февраля 2020 г.

Чем бы вы не занимались с ребёнком, разговаривайте с ним, не оставляйте не замеченной каждую его попытку поговорить, обратиться к взрослому, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения.
Старайтесь расширять круг впечатлений ребёнка, говорите ему о занятиях взрослых, играх детей, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы.
В ходе беседы малыш должен научиться отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?».
Очень полезны занятия с использованием картинок. Например, на картинке изображена чашка, ребёнок произнёс нужное слово. Сразу же предложите ему: «Посмотри, есть ли на столе чашка. Покажи мне её». Или назовите и покажите какой-то предмет обстановки, а затем попросите ребёнка отыскать его на картинке. У ребёнка, который вообще не говорит, такое упражнение развивает способность понимать чужую речь, а это очень важно. А ребёнку, освоившему элементарную речь, подберите простые сюжетные картинки типа «мальчик читает книгу», «мальчик моет посуду», «дети спят» и попросите рассказать, что на них нарисовано. Помогите малышу, задавая наводящие вопросы. Вопросы по картинке должны быть короткими и ясными.
Следующий этап – занятия с серией картинок, связанных между собой несложным сюжетом. Дайте ребёнку две, три или четыре картинки и попросите разложить их в соответствии с развёртыванием сюжета, а потом составить рассказ. Придумайте вместе название рассказа. Например, «Нашли ежа». 
1)    Мальчики пришли в лес. Под кустом нашли ежа. 2) Дети положили ежа в шапку и понесли домой. 3) Дома они напоили ежа молоком.
Это задание ребёнку, возможно, будет сложно выполнить. Несколько раз разложите перед ним картинки в определённой последовательности. Напомните ещё раз название рассказа. Затем помогите составить рассказ, рассматривая при этом по очереди все картинки.
Особенно трудно малышу рассказывать. Дети часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или названий действий, не связывая их между собой. Но если вы проявите настойчивость и выдержку, от занятия к занятию речь будет становиться всё более связной.
Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало говорят. Это происходит по разным причинам. Нередко взрослые не побуждают детей к высказываниям, слаб интерес к окружающему. Для того, чтобы активизировать речь ребёнка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чём-то или попросить что либо. Например, у малыша может возникнуть необходимость попросить убранную вами игрушку, причём объясниться не с помощью жестов, а словами. Наберитесь терпения и учите ребёнка опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.