Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять

2 марта 2020 г.

Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к коло¬ритным и вместительным, но построенным грамматически непра¬вильно детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют просле¬дить ход речевого развития ребенка.
    Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с за¬меной, казалось бы, уже освоенного звука другим. К при¬меру, при освоении произнесения звука [ш] ребенок заменяет им звук [с]: «шырость» вместо «сырость».
Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в не¬соответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искажен¬ной формы. Дети с завидным упорством повторяют искажен¬ное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.
    Другой, более распространенной ошибкой являются приду¬манные детьми слова, не употребляемые в речи взросло¬го. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворче¬ством малыша, но мы ни в коем- случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, не-обходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать...» Вы должны очень четко произне¬сти слово и попросить малыша повторить его вслед за вами.
    Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы.
К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ре¬бенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значе¬ния, то он распространяет ее и на другие.
    Следующий тип ошибок связан с изменением существи¬тельных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.
Приведем пример из книги М. М. Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», — предлагает трехлет¬ний Женя своему приятелю. «Нет, — возражает тот, — здесь мало стулов».
    Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагатель¬ных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего около 3—4% от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в по- вседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.
Необходимо развивать интерес ребенка к свойства предметов (большой, маленький, круглый, синий) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).
В двухлетнем возрасте ребенок способен отличить качество от количества или действия. Однако наибольшую сложность для ребенка представляет соотнесение качественных характеристик предмета, например, размер с размером, цвет с цветом. Ребенок путает эти понятия.

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.