Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии

5 марта 2020 г.

Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о рече¬вой агрессии — явлении, затронув¬шем многие сферы жизнедеятель¬ности современного общества и все чаще отмечаемом в речи воспитате¬лей детских садов, играющих во дво¬ре малышей и наблюдающих за ними родителей.
Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный — такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого по¬ведения современных дошкольников.
Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно — в жалобах, клевете, сплетнях. При этом необходимо подчер¬кнуть, что употребление ребенком ругательств -- далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это про¬сто подражание некультурной манере общения взрослых (младшие дошкольники) или своеобразная словесная игра, соревнование «кто кого передразнит» (старшие дошкольни¬ки). Кроме того, необходимо различать агрессивное речевое поведение ребенка — ситуативные вспышки грубости («драз¬нилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность — как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно стано¬вится устойчивой личностной чертой.
Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склон¬ность к речевой агрессии.
Речевая агрессия, имея под собой благодатную соци¬альную почву (семья, окружение сверстников, дошкольное учреждение, СМИ), становится устойчивой формой в обще¬нии конкретного ребенка.
Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая ее в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.
Прежде всего необходим самоконтроль родителя, воспитателя над собственным речевым поведением. Часто мы теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренировать¬ся» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть па проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
Существуют также частные приемы контроля над агрес¬сией слова — способы речевого воздействия и эффективного ре¬агирования в конкретных ситуациях.
    Прямое порицание- самый известный и популярным прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат — вызвать у детей ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этот метод — единственно возможная реакция родителя на однозначно неприемлемые проступки.
    Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрируя внешнюю незаинтересованность.
    Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
    Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребенка, взрослый в определенной ситуации актуализируем (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти ка¬чества или выражает провокационное сомнение, намеренно заде¬вая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадорива¬ния»). Например: «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!»; «Неужели это говорит наш Миша?»; «Ну, Миша, ни¬как не ожидала от тебя такого!»; «Мне стыдно за тебя!» и т. п.
    Привлечение «союзников» — заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, род¬ственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. На¬пример: «Не кричи, пожалуйста, — на тебя уже тетя смотрит!»; «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!» и т.п.
    Апелляция к жалости — при оценке конфликтной ситу¬ации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты де¬лаешь мне очень больно!»; «Твои слова меня очень огорчили!»; «Пожалей меня, пожалуйста» и т. п.
    Самонаказание — предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собствен¬ную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справед¬ливость во всем. Вот и придумай себе наказание за...»; «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?»

Итак, формирование навыков эффективной речевой ком¬муникации, не допускающей грубости, бестактности, целе¬направленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — один из важнейших моментов воспитания ребенка в семье.
 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.