Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Речевое развитие трехлетних детей

19 марта 2020 г.

У большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом разви¬тии. По времени произношения первых слов и по темпу по¬полнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.
Прежде, чем вы выясните, каким количеством слов и фраз владеет ваш малыш, попробуйте понять, с какой целью он при¬меняет речевой навык.
Обычно мы используем слова для передачи другим людям ка¬кой-либо информации или для того, чтобы о чем-то спросить, от чего-то отказаться, предпринять какие-то практические действия, в том числе социальные.
Если ваш ребенок пока не может применять разговор¬ные навыки для удовлетворения своих нужд, то, поверьте, никакой, даже достаточно большой словарный запас не принесет ему ощутимой пользы. И наоборот, если родители убедят своего малыша в том, что он получит удовольствие от общения с окружа-ющими, сумеют научить ребенка употреблять уже знакомые слова в разнообразных жизненных ситуациях, то он, несомненно, станет более смело пользоваться своим словарным запасом и постепенно начнет правильно произносить звуки речи.
Возраст от рождения до трех лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. В развитии детской речи в раннем воз¬расте главная роль принадлежит матери. От того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного ре¬чевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведе¬нию с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.
Словарный запас трехлетнего ребенка в 3—4 раза боль¬ше словарного запаса в более раннем возрасте. Теперь ваш малыш, вероятно, знает названия многих окружающих его пред¬метов. Он знаком с различными-видами посуды, одежды, обуви, животных и др. Продолжайте знакомить малыша с частями тела. Существует множество веселых способов изучения этой темы. Можно придумать забавные песенки о руках, ногах и т.д. Пусть ребенок показывает части тела на себе, на вас и на кукле. Когда вы вместе найдете у куклы глаза, рот и нос, произнесите слово глаза так, чтобы звук з слышался дольше других звуков.
То же самое проделайте со словами рот, нос. Таким образом вы незаметно и без принуждения будете учить малыша различать звуки речи на слух.
Учите ребенка узнавать на рисунках животных и пред¬меты. Пробуйте использовать для этого не только свои рисунки или детские книжки, но и вырезанные из журналов картинки, на которых изображены животные и разные предметы. Вместе с ма¬лышом наклеивайте картинки в тетрадь или альбом, постепенно включая другие картинки, менее знакомые вашему ребенку. Так вы поможете ему лучше запомнить названия предметов и тем самым увеличить словарный запас.
Используйте детские стишки, потешки и песенки, начало ко¬торых можно произносить или петь громче, чем конец. Можно спросить у ребенка, как вы будете петь или наигрывать музыку -тихо или громко. Затем поинтересуйтесь у малыша, как вы игра¬ли или пели — громко или тихо. Так вы попробуете привлечь его слуховое внимание, придадите уверенность в самом себе — ведь у такого малыша спросили его мнение.
Вы наверняка заметите, как улучшается усвоение ребен¬ком понятий «число» и «пространство». Ваш малыш уже, наверняка, использовал в самостоятельной речи слово «еще» для того, чтобы получить лишнюю конфету или дополнительный ста¬кан сока, продолжить ту или иную игру с вами. Так же осознается понятие «один». Теперь ребенок задумается, когда его попросят взять только одну конфету или показать одну игрушку.
В повседневной жизни бывают моменты, когда малыш мо¬жет посидеть спокойно в течение какого-то непродолжительного отрезка времени. Начните   чтение сказки или стихов, в которых есть повторения звуков и рифма. Пусть малыш листает и рассматривает страницы. Закончив чтение сказки, задайте ребенку вопросы о героях и событиях. Пусть малыш говорит то, что он думает, независимо от того, ошибается он или нет. Читайте выразительно, используя модуляции голоса и интонации: так вы сможете передать ребенку свои чувства и тон сказки. Обязательно пользуйтесь при этом жестами, чтобы поддержать интерес ребенка к прочитанному.
Играя с малышом, используйте несколько звучащих игру¬шек: дудочку, бубен, колокольчик, погремушку и т.д. Предложите ему послушать и запомнить звучание игрушек. Затем пусть ваш малыш только на слух попробует определить, что звучит.
Во время слушания попросите ребенка отвернуться в сторону так, чтобы он не видел звучащую игрушку. Название каждого звучащего предмета четко проговорите. Затем можно разнообразить игру. Покажите ребенку хорошо знакомые в по¬вседневной жизни предметы: ножницы, карандаш, чашку с во¬дой, пустую чашку. Объясните, что нужно сначала только по¬слушать то, что вы будете сейчас делать, а потом рассказать о ваших действиях. Пусть малыш вновь, как и в игре со звучащи¬ми игрушками, повернется спиной к предметам. Переливайте воду из одной чашки в другую, режьте бумагу ножницами, рвите ее, мните, постучите ножницами о чашку, проведите несколько раз карандашом по бумаге, постучите ложкой о чашку с водой и без нее. После окончания каждого вашего действия помогите малышу рассказать о том, что он услышал только что. Если же ребенку такая игра дается с трудом, тогда пусть он сначала увидит своими глазами все ваши действия с предметами.
Понаблюдайте за тем, как играет ваш малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит ее на прогулку, укладывает спать. Следу¬ющий этап игры — исполнение «ролей»: «Я — мама», «Я — доктор». А вы, мама и папа, подберите для игры этих ролей все необходимое: можно сшить малышу «врачебный» халат, купить чемоданчик с принадлежностями юного Айболита.
Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать ее малышу.

Учитель-логопед Басалаева О.Н.