Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Роль семьи в развитии речи ребенка

24 марта 2020 г.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ре¬бенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка фор¬мируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глу¬боко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сто¬рона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепен¬но овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формиро¬вания детской речи почти всегда влечет за собой отставание в раз¬витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на при¬мере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торо¬питься, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, кото¬рая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).
Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.
КОНСУЛЬТАЦИЯ: Использование сенсорных игр для развития речи.
Для развития речи большое значе¬ние имеют сенсорные игры, основная цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утвержде¬нии о том, что сенсорный компонент и ознакомлении с окружающим миром
приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позво¬ляет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи. Вот основные виды сенсорных игр.
Игры с красками
Для проведения игры потребуются: акварельные краски, ки¬сточки, пять прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.
Игры с водой
Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки — наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком - обычно такой эффект приводит детей в восторг. На¬полнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором пла¬вают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
Игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки -например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плот¬ной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.
Игры со свечами
•    Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.
•    Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или
несколько плавающих свечей. В темной комнате получится
эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.
•    Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем
свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.
Игры со светом и тенями
Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядыва¬ет в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малы¬шу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, пред¬ложите ему поймать убегающего «зайчика».
Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настоль¬ную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лаю¬щей собаки, летящей птицы и т.д.
Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и органи¬зовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки силуэты.
Игры со льдом
•    Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклян¬ную кружку или стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры
 •     Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; ри¬суйте красками на большом куске льда.
Игры со звуками
Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бо¬калов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т. д.

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.