Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

6 апреля 2020 г.

«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира»
К.С.Аксаков
Одной из сложных проблем в обучении детей дошкольного возраста - научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром.
Что же такое умение говорить? Ребёнок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ...», - сразу возникают трудности. Ребёнок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может чётко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становиться эпизодической, неполной, несогласованной.
К 5-6 годам современный ребёнок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развёрнутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
1.    Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса. Необходимо добиваться, чтобы дети не только знали и понимали смысл употребляемых в речи слов, но и активно использовали их в повседневной речи. Необходимо создать условия для развития интереса и внимания к слову: «Как правильно сказать? Как сказать по другому?» 
2.    Работа над грамматическим строем речи. Слова - это «кирпичики», из которых складывается речь. Грамматика - нормы изменения слов и соединения их в предложения. Это изменения слов по числам, падежам, родам, построения простых и сложных предложений. В среде общения и в процессе системной речевой практики ребёнок познаёт модель родного языка.
3.    Формирование звуковой культуры речи - умение слышать и воспроизводить все звуки родного языка. Это работа над системой ударений в словах, интонационным строем родного языка, чётким произношением всех звуков и слов, выразительностью, темпом речи и силой голоса.
4.    Формирование и развитие связанной речи (диалогическое и монологическое). Диалог - разговорный жанр языка. Ребёнок учится спрашивать, отвечать, рассуждать, объяснять, слушать и понимать. Постепенно включается в речь ребёнка монолог - это более сложная форма речи: составление ребёнком небольших рассказов, сказок, умение пересказать историю, событие - увиденное или произошедшее, составление рассказов о предмете, объекте, картине или серии картин, связанных одним сюжетом.
По умению ребёнком составлять рассказ можно определить словарный запас, умение строить фразы, передавать содержание кратко или развёрнуто.
Для решения этих задач необходимо создать информационно развивающую среду, т.е. ситуации, мотивирующие общение детей (разные ролевые игры, словесные дидактические игры, наличие театральных атрибутов для разыгрывания сказок, стихов). Включать в повседневную жизнь детей пальчиковую и артикуляционную гимнастики, игры, провоцирующие спорные дискуссии.
Полезно использовать такие задания как: «Сочини сказку, историю ...», «Как ты думаешь, что могло быть дальше?», «Придумай начало истории», «Придумай загадку». Такие занятия с детьми должны проходить эмоционально, динамично. Это поможет детям научиться правильно и последовательно строить своё высказывание, определять место и время происходящего действия, главных и второстепенных героев.
Дорогие родители! Обучение ребёнка это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Успехов вам!

Учитель-логопед Басалаева О.Н.