Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?

24 апреля 2020 г.

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что наруше¬ния речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.
На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние   имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнке по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

•   Установка может быть попустительской:   «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят зна¬чительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и   пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки:  певцы,  писатели,  телеведущие, и их дефект им не мешает».
Ребёнок внушаем,  и очень скоро,  при отсутствии насмешек со стороны других детей,  он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, небольшой дефект — это проявление индивидуальности

•  Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой  все будут смеяться.  Неужели так  трудно произнести  нормально,  как: все?!».
Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.
Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.


Участие семьи в коррекции 
речевого развития ребёнка


•  Лечение ребёнка с отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребёнка. В этом отношении большое значе¬ние имеют правильный режим    и питание, физкультура,  различные водные процедуры.

•  Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить не-благоприятные психогенные факторы, действующие на ребёнка. Так, при на¬рушении аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребёнка не было отвращения к еде. Важно установить чёткий режим кормления. Категорически запрещается кормить ребёнка насильно, особенно при недомогании, перекарм¬ливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания.

•  При наличии у ребёнка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путём грубого насилия заставлять его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует расска¬зывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие   раздражители должны быть устранены.

•  Категорически запрещается запугивать ребёнка различными реальными или мифическими  «пугалами».  Ребёнка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром,  постепенно вводить в сферу деятельности ребёнка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.
 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.