Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Как относиться к речевым ошибкам детей?

27 мая 2020 г.

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:
•  неправильные окончания имен существительных мн. числа в род. падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных муж. рода в предл. падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
• изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
• незнание рода имен существительных (вместо ср. рода женский или мужской): это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;
• ошибки в основе глаголов: даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;
• неправильная форма сравнительной степени прилагательных: хужее, твердее, близее;
• неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;
• отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.
    Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что ко¬гда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда — нет.
    Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. 
    Например.  В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматри¬вает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын, высказываясь, неправильно употребил слова по числовым и падежным нормам. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов. А теперь и ты повтори, но правильно».
    В данном случае отец оказался чутким к речи ребенка. Кроме того, он понял, что исправлять ошибку бесполезно, когда ребенок находится в состоянии возбуждения. Он не стал повто¬рять ошибку ребенка, а дал образец правильного употребления этих слов, а затем попросил ребенка повторить.
    Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику на¬бор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он поставил перед ним задачу вспомнить животных, которых он видел в зоопарке, назвать их в форме мн. числа, а затем найти их на открытках. Сын с большим удо¬вольствием отвечал отцу: «Я видел в зоопарке тигров, зайцев, верблюдов...» Он не подозревал, что отец придумал такую игру для того, чтобы научить его произносить названия животных во мн. числе.             

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.