Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Учите детей ответственности

28 ноября 2019 г.

Что это значит– учить вашего ребенка ответственности? У каждого родителя свои ответы и свои ожидания того, когда и как их ребенок станет ответственной личностью. Единственное, что является верным, так это то, что ответственности нужно учить. Это не естественный навык, но ему можно научить в любом возрасте. Вы не становитесь ответственным, когда становитесь взрослым, скорее наоборот. 

Четыре переменные в этом начинании:

1. Ваш ребенок (стиль обучения, возраст, двигательные навыки, интересы, стимулы);
2. Ваши ожидания (превосходство или постоянное обучение, наказываете ли вы    за    правду?);
3. Ваш пример (используйте «признание, раскаяние, восстановление и решение»    для    исправления ошибок);
4. Постоянство и доведение до конца (естественные и логические    последствия).

        Внешняя ответственность связана с ежедневной деятельностью (жизненными навыками) и мелочами, например такими, как чистка зубов, возвращение кассет во время и т.д.  Все эти привычки заставляют нас быть производительными        и    надежными.
         Внутренняя ответственность связана с отношениями, убеждениями и ценностями. Это то, что идет от нашего сердца. Она означает способность замечать ошибки, быть неэгоистичным, заботиться о здоровье других людей, их собственности    и    чувствах.

Двухступенчатый процесс:

1. Учите детей этому навыку до тех пор, пока он не станет привычкой и, в конце концов, станет автоматическим. Автоматическое действие – это действие, которое происходит на подсознательном уровне без планирования. Оно отличается от предварительных решений и ситуационной этики. К примеру, нужно убирать после себя тарелку со стола, чистить зубы, убирать велосипед. Вам не нужно каждый раз    решать,    что    делать.

2. Хвалите их отношения, успехи и попытки. Используйте естественные и логические последствия для усиления занятий. «Спасибо, что ты убрал свои игрушки без напоминания. Так нам всем проще передвигаться по квартире, если твои игрушки не разбросаны    по    полу». 

            Вы не можете ожидать действий от шестилетнего  человека также, как от тридцатипятилетнего.  Вы также не можете ожидать от них действий тогда, когда они не понимают, что от них ожидается. Вам нужно помочь ребенку со сложным заданием, но не делать    его    за    ребенка.
                               
Голос и выбор:

          Чем больше у ребенка будет возможностей «обладать» правом решения проблемы, тем большему он сможет научиться. Позволяя происходить естественным последствиям, вы можете помочь ребенку делать ответственные выборы, а не наказывать их. Такой метод позволяет ребенку выбирать, а затем быть оцененным за принятое решение, вне зависимости от результатов. Большинство детей, не обладающих возможностью принимать собственные решения, учатся на последствиях.

 Лучшим способом обучения станет такое обучение, при котором вы будете основываться на фактах и не  будете ругать. То есть, вам нужно отделять поступок от исполнителя. Если вы пытаетесь научить ребенка новым навыкам, например, игре на пианино или теннису, возможно, вам придется быть терпеливыми. Вам нужно ожидать и    принимать    определенные    ошибки.
         Таким же способом нужно учить и ответственности. Ребенок должен учиться на ошибках и неправильных решениях, нежели на публичных порицаниях с вашей стороны или со стороны воспитателей.

Используемая литература:
1.    Л.С. Выгодский «Вопросы детской психологии»
2.    О.М. Дьяченко «Психологические особенности развития дошкольников»
3.    А.И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребенка»
4.    Е.В. Коробицына «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет 

 

Психолог Токарева М.В.