Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
г. Мурманска №80

Как победить застенчивость

4 июня 2020 г.

Проанализируйте свое отношение к ребенку. 
Безусловно, вы любите его. 
Но всегда ливы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу отом, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. 
Взгляните на ситуацию всемье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы,поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда оничто-то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков. 
Застенчивыедети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому ивнимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется вбольшей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них вдоброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Безудовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, которыйлежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно
входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его.
Взрослыйдолжен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае,когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взглядему не нужна.
Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видахдеятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боитсяотрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-товместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, тоэто не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите,что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките егоот оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор.
Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку неудается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вреднымхарактером, который мешает ребенку справиться с задачей.
Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они вбольшей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил,боятся их нарушить.
У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки идействия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность итворческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободуребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет –иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страханаказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное»желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Небойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегдаограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограниченияоказываются причиной детских неврозов.
Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошоспособствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были,не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др.
Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.
Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которыеживут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненныеситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, авот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, онистановятся открытыми для разговора о себе.
Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие иоблегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный вигре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

 

Психолог Токарева М.В.