Как научить ребёнка доводить дело до конца

22 декабря 2022 г.

Дети очень любопытны и любознательны. Им интересно всё, что происходит вокруг.  Ребенок с огромным энтузиазмом берется за любое дело. Он хочет все, и сразу: рисовать, собирать пазлы, играть в мячик. Казалось бы, такой энергией можно только радоваться. Но проблема в том, что интерес ребенка гаснет очень быстро. Из тысячи начатых ребенком дел ни одно не доведено до результата, все брошено на полдороге. Что делать? Выработать у ребенка полезную привычку доводить дело до результата. Как это сделать?
С раннего возраста необходимо развивать у малыша всестороннее внимание, т.е. все важные свойства данного психического процесса: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.  Это необходимо для развития усидчивости, собранности, сосредоточенности и других качеств, которые помогают доводить начатое дело до конца. Ребенок не может надолго сосредоточиться на выполнение задания, и он начинает отвлекаться – это нормальное явление. 
До 3 лет у детей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами. 
Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5-6 годам.
Ребенку нужно объяснить на доходчивых примерах, что любое дело имеет начало, середину и конец. Объяснить всё необходимо на простых примерах – повседневные дела в помощь. Например, вы собираетесь обедать и говорите: «Что такое начало, середина и конец обеда?» Ребёнок ответит (самостоятельно или с вашей помощью): начало обеда – мама накрывает на стол, середина обеда – все едят, конец обеда – мама моет посуду. Или: что такое начало, середина и конец игры? Ответ аналогичен: начало – достаю игрушки, середина – играю, конец – кладу игрушки на место. 
Если визуализировать каждый процесс, сделать «раскадровку», акцентировав внимание именно на финальной стадии процесса, то со временем ребёнок будет сам, без напоминания взрослого, задумываться о «конце». Сформируется навык видеть предполагаемый конечный результат. Отсюда один шаг до навыка делать что-то для достижения результата. «Конец» - это убранные игрушки. Значит, надо убрать игрушки.
Попробуйте выработать у своих детей привычку к анализу «начала-середины-конца». Это поможет им стать более организованными. 
Не забывайте отмечать достижения ребенка. Покажите малышу, что вы видите результат и цените то, что он довел дело до конца. Подкрепление должно соответствовать усилиям ребенка и размеру достижений. Где-то достаточно теплого слова, а за что-то можно поощрить и подарком.

 

Воспитатель Розенберг Н.В.