Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

20 декабря 2022 г.

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены заранее. У дошкольника активно развивается наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики.
Способы развития мелкой моторики рук:
*специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
*игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.
Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу – от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:
Пальчиковая гимнастика
Средство для совершения мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.
Важно: перед гимнастикой обязательно проводить легкий массаж пальчиков (поглаживания, сгибание – разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.
Примеры упражнений пальчиковой гимнастики:
«Колечко»
*Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
*Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
*После усвоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.
«Игра на рояле»
Для этого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.
«Рисуем восьмерки»
Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.
«Барабанщик»
Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.
Штриховка и раскрашивание
Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении. Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети – штриховать предметы нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.
Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.
Конструкторы, пазлы, мозаика
Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов является хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет интерес. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». 
Занятия с бумагой
Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.
Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможности тренировать руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.
Развиваем мелкую моторику при помощи театра.
Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней м пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с детьми, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используются бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. 
Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Сначала это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собачка, птичка. Затем можно разыграть целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи, песенки.
К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:
• правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
• завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
• пользоваться всеми столовыми приборами;
• самостоятельно массажировать пальцы;
• проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
• штриховать изображения, не выходя за контур;
• манипулировать с мелкими предметами и деталями.
Очень важно заранее развивать эти навыки, уделять внимание развитию мелкой моторики рук, чтобы в дальнейшем ребенок не испытывал трудностей. 

 

Воспитатель Пуляева О.С.