Особенности мотивации у детей раннего возраста

27 декабря 2022 г.

Процесс формирования мотивация связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, на каждом возрастном этапе будут иметь свои особенности мотивации и структуры мотива.
  «Период младенчества»
Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные, т. е. сознательные действия, чрезвычайно трудно. Дети в младшем возрасте действуют под влиянием ситуативных чувств и желаний, возникших в данный момент. Они могут вызываться разными обстоятельствами, при этом ребенок часто не отдает себе отчет в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок
Так, ребенок трех месяцев кричит во время подготовки к кормлению, поскольку ожидание для него непереносимо; однако к концу года в той же ситуации он может смеяться, предвосхищая удовольствие. Речь идёт об эмоционально положительном переживании потребности в связи с восприятием предмета и условий удовлетворения потребности.
Вопрос о времени появления мотивированных действий можно связать с появлении у младенцев первых произвольных движений, хотя и в отношении них много еще неясного. Считается, что первые произвольные хватательные движения грудных детей появляются в возрасте 4,5-7 месяцев. Произвольные же движения напрямую связаны с волей, преднамеренностью, следовательно, и с мотивами.
Для малышей характерно повторение определенного действия, например бросание игрушки на пол. Эти повторяющиеся действия называется циркулярный  рефлекс. Однако поражает настойчивость ребенка в осуществлении этих действий, которые к спонтанным не отнесешь, они явно доставляют ему удовольствие. Та же настойчивость проявляется маленькими детьми, умеющими еще только стоять, в надевании очков родителям, если те их снимают.
Поведение ребенка до года зависит от доминирующей потребности (биологической) и от внешних побудителей: предмета или игрушки.
«Период раннего детства»
В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями, как предмет, возникают и внутренние психические побудители — представления и образы воображения (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (например, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает (прячется взрослыми) из поля непосредственного восприятия. 
Так, если раньше достаточно было убрать привлекавшую ребенка игрушку (вещь), чтобы он успокоился, позабыл о ней, то в возрасте 14-15 месяцев ребенок уже настойчиво добивается ее, несмотря на попытки отвлечь или переключить его внимание на другой предмет. Если вещь убирается, он плачет и ищет ее, а при переключении внимания через некоторое время снова возвращается к поиску исчезнувшей вещи. Это объясняется тем, что внешняя среда начинает у ребенка переноситься во внутренний план, который все чаще определяет его поведение.
 В возрасте около двух лет важным моментом в развитии ребенка становятся переживания выбора, когда он поймет, что на указания родителей можно ответить не только «да», но также и «нет». Однако выбор предметов желаний еще затруднен в связи с тем, что все желания обладают одинаковой силой и соподчинение их отсутствует. Например, если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но, после просьбы уйти с ней в другую комнату, снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, ребенок будет перебирать остальные, пока его не уведут от одинаково притягательных вещей.
Желания в этом возрасте носят ситуативный характер: висящий плод вызывает у ребенка желание съесть его, вид игрушки — поиграть с ней и т. д. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал: Каждое непосредственно на ребенка воздействующее побуждение имеет в раннем детстве еще очень большую власть над ребенком. Поэтому внутренняя мотивация еще очень не устойчива: при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуждений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий. 
Таким образом, для детей этого возраста характерна мотивация, возникающая из-за привлекательности объекта. Хотя, В 3-летнем возрасте ребенок начинает решать мотивационные конфликты, когда надо делать выбор между двумя отрицательными альтернативами (из двух зол выбирает наименьшее). А несколько ранее, приблизительно в 2-летнем возрасте, он решает конфликты, где выбирает между положительной и отрицательной альтернативами.
На третьем году жизни в мотивационный процесс включаться мотиваторы, так как начинает формироваться нравственная сфера ребенка, а это означает, что у малыша появляется выраженная потребность в сотрудничестве со взрослыми и в получении от них одобрения. В этот период необходимо больше общаться с малышом.

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.