РОЛЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

20 января 2023 г.

Конструирование – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются основы волевого поведения, а  занятия конструированием способствуют развитию личностной готовности к школе. 
    Выделяют два типа конструирования: техническое –  это конструирование из строительного материала  (деревянные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков  и художественный – это конструирование из бумаги и природного материала. 
Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию, умение планировать свою деятельность и добиваться результата.

Виды конструктивной деятельности:
    Конструирование по образцу – ребенку предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала. В основе деятельности ребенка лежит подражательная деятельность, она является важным обучающим этапом. Этот вид конструирования способствует формированию у ребенка умения организовать самостоятельную поисковую деятельность творческого характера.
    Конструирование по теме – форма конструирования ограничивается определенной темой. Этот вид конструирования способствует расширению кругозора ребенка, освоению особенностей окружающего мира.
    Конструирование по условиям – ребенку не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать ( например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых и грузовых машин и т.п.).  Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В процессе такого конструирования у малыша  сформируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность.  А так же ребенок учится подчиняться определенным правилам и условиям, причем в игровой –конструктивной деятельности эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными.

    Конструирование по  простейшим чертежам и наглядным схемам -  имеет моделирующий характер деятельности, в которой  из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создается возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования.  Эта возможность успешно реализуется при обучении ребенка сначала построению простых схем- чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам – схемам. Данный вид конструирования способствует развитию у ребенка образного мышления – моделирующее познавательное действие, которое состоит из операций замещения (частей предмета деталями конструктора), пространственного объединения заместителей в целостное образование ( модель объекта), и операции отнесения модели к реальности, ее преобразования или воспроизведения.
    Конструирование по замыслу -  способствует развитию творчества ребенка, в котором проявляется его самостоятельность, ведь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Однако необходимо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для  него, так как замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Все виды конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста способствуют развитию его познавательных и творческих способностей, а так же формированию основ учебной деятельности и мотивационной готовности к обучению в школе.
 

Воспитатель Розенберг Н.В.