Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

14 сентября 2022 г.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о различных свойствах окружающих предметов: цвет, форма, размеры, положение в пространстве.
Дети с раннего возраста начинают всячески изучать и взаимодействовать с окружающим миром. Ребенок знакомится с предметами, реагирует на свет или его отсутствие, чувствует запахи, вкусы, реагирует на голос, а также изменение температуры. Дети постепенно начинают знакомиться с музыкой, скульптурой, живописью, но в большинстве случаев это происходит достаточно спонтанно и весьма поверхностно.
В силах родителей предпринять все необходимые попытки по сенсорному развитию своего ребенка, что необходимого для комплексного развития личности. 
Заниматься сенсорным воспитанием ребенка необходимо с первых месяцев его жизни. Далее мы рассмотрим основные методы развития сенсорики в зависимости от возраста.
Первый год жизни
С 4 по 16 неделю ребенок воспринимает окружающий его мир через обоняние и осязание. С 17 недели основным органом восприятия оказывается зрение, а с 1,5 лет можно  переходить к развитию мелкой моторики.
Для развития органов осязания полезен частый физический контакт матери с ребенком в течение дня. После 3 месяцев можно переходить к простым пальчиковым упражнениям.Полезно включать дома различную музыку (желательно классику, детские потешки,  подойдут любые мелодичные простые по содержанию произведения).
При развитии зрения можно воспользоваться следующими рекомендациями:
•    В 4-8 недель можно начинать показывать ребенку черно-белые картинки.
•    После 8 недель добавлять побольше цвета в его окружающий мир. Для этого можно использовать цветные картинки и игрушки, отдавая предпочтение спокойным оттенкам.
•    Следует почаще подносить ребенка к окну, показывая ему окружающий мир. При прогулке в коляске желательно, чтобы он был в сидячем положении, чтобы он наблюдал за происходящим вокруг.
От 1 года до 3 лет
В это время ребенок начинает ходить, активнее знакомиться с окружающими его предметами.
К 3 годам ребенок должен освоить следующие навыки:
•    танцевать под музыку;
•    уметь собирать пирамидку, складывая кольца по величине;
•    он должен разбираться в материалах, т.е. какой из них гладкий, мягкий и т.д.;
•    разбираться в основных вкусах (сладкий, кислый, горький, соленый);
•    распознавать простейшие геометрические фигуры – шар и куб;
•    уметь группировать предметы по заданным параметрам: размер, форма и цвет.
Для сенсорного развития в этом возрасте важно почаще разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы. Можно использовать игры на развитие мимики, чтобы ребенок понимал, как выглядит каждая эмоция. Полезно будет приобрести бизиборд, а также заниматься с ребенком лепкой.

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.