1. Берем игрушку по возрасту
Игрушка должна быть интересна ребенку в его возрасте: не быть слишком простой, но и не слишком сложной.
Для младенцев – гремящие, шумящие, звенящие игрушки; то, что можно пробовать на зубок; игрушки на руку, за которыми ребенок только следит глазками. Картинки – понятные и крупные.
С 1,5 до 3-х лет – всевозможные каталки, стучалки, качалки: все, что может двигаться и чем можно эффектно манипулировать. Музыкальные игрушки. А так же сортеры, крупные мозаики и кубики. Книжки – игрушки с подвижными элементами и толстыми страницами.
С 3 до 5 лет – игрушки и атрибутика для сюжетных игр (посудка, больничка, парикмахерская, магазин), фигурки животных и людей. Сказки и стихи в большом количестве. Первые энциклопедии в необычном формате (3D, кармашки-окошки).
С 5 до 7 – настольные игры, конструкторы, головоломки, наборы для творчества. Фигурки для создания коллекций. Книги из серии о любимых героях и на интересующую тему (космос, машины, динозавры).
2. Безопасность и качество
Основное, на что стоит здесь обратить внимание:
форма игрушки. Никаких острых краев, длинных шнурков, торчащих зазубрин, мелких магнитов и других деталей, которые можно проглотить,
отсутствие резкого запаха любой этимологии,
естественные цвета без «кислотного» оттенка,
возрастная маркировка,
срок годности. Да, на игрушках он тоже должен быть, представляете? Особенно обращайте внимание на этот пункт при покупке резиновых и пластиковых игрушек. Некоторые из них изготовлены из эко-материала, который с течением времени разлагается\рассыпается,
наличие инструкции и сертификата качества. Вы можете попросить посмотреть эти документы у продавца в магазине
3. Развитие
Да, в принципе, каждая игрушка для ребенка развивающая. Даже простая кастрюля с крышкой может стать многофункциональной развивашкой. Но, выбирая в магазине игрушку, лучше заранее знать, что именно вы хотите развивать на данном этапе взросления малыша – это поможет сузить круг поиска, сэкономить время и облегчит муки выбора.
Нужна мелкая моторика? Берем сортеры, матрешки, пазлы, конструкторы, шнуровки, пластилин.
Нужно развивать речь? Обращаем внимание на духовые музыкальные инструменты, книги, логопедические пособия.
И здесь тоже нужно учитывать возраст. Потому что развивать мелкую моторику в 1 год и в 5 лет детки будут по-разному.
4. Соответствие интересам
Сколько раз уже наступили на эти грабли?
«Ну, может, если дома будет не 101-ая лошадка, а хотя бы один бегемот, он увлечется бегемотами?»
Если ребенок увлекается лошадками (бегемотами, машинками, динозаврами, феями), нужно брать игрушки этой тематики, НО… подсмотреть в пункт 3 и взять игрушки, которые развивают разные навыки. Лошадок можно не только расставлять в рядок, но и
собирать с ними пазлы,
решать про них задачки,
читать про них книги и запоминать породы,
строить конюшни из конструкторов,
лепить им еду из пластилина, вырезать из бумаги, учить про них стихи,
учиться заплетать им косички и даже сделать самим мыло для лошадок!
Подобно поступаем и с машинками-динозаврами-феями.
5. Простота
«Пакет подарков дарят Васе:
машинки, книжки, арбалет!
Ребенок радостно играет… в пакет».
Знаете, почему так получается? Потому что пакет оставляет пространство для творчества, с ним можно фантазировать, придумывать разные способы его применения, изучать и экспериментировать с его свойствами.
У ребенка должны быть игрушки, которые оставляют пространство для творчества, чтобы можно было что-то снять-поменять-переставить (сменить одежду, чтобы пожарный стал доктором, а доктор - ковбоем), вообразить одно другим (кубик – это хлебушек, кирпичик, стульчик, тряпочка – это юбочка, седло, полотенце и фата), по-разному использовать свойства одного предмета и использовать его в разных играх.
Обратите внимание, есть ли такие игрушки у вашего ребенка сейчас?
6. Как вы ее подадите
Не в том смысле, на какой праздник и в какой упаковке.
А как вы научите ребенка с ней играть. Да, ребенка нужно учить играть: показать ему возможности игры, как ее использовать множеством разных способов, в разном темпе, в разных сюжетах, с разными смыслами, одному и в компании.
А главное – играя вместе с вами, ребенок получает положительные эмоции. И потом, когда ребенок сам увидит эту игру, он будет ассоциировать с тем интересом, азартом и радостью, которые были у него в прошлый раз, и захочет играть снова.
7. Вторая жизнь
Об этом тоже лучше подумать заранее, особенно если вы любите эффективность, универсальность и практичность – ваше все.
Головоломки, конструкторы, мозаики – всегда практичны. Дети могут играть ими 5-7 лет. А потом такие игрушки переходят младшим братикам и сестричкам. Особенно, если игрушки качественные и пользовались ими аккуратно.
Куда и кому можно будет пристроить игрушку после того, как ребенок вырастет из нее?
младшенькому,
родственникам, соседям, знакомым,
выложу в группу «Отдам за…»,
в благотворительные организации или развивающие центры,
перекочуют на дачу,
книги отдам в библиотеку,
спрячу игрушки на балкон и дождусь внуков – я терпеливая!
8. Выбирайте игрушечки с удовольствием и в хорошем настроении!
И играйте в них вместе с детками с удовольствием, от души, забывая про возраст и время! Ведь для этого мы их и покупаем.