Как и зачем родителям играть с детьми

9 ноября 2022 г.

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка –игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период –через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться с «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его, не прибегая к нудным увещеваниям, выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми?
Конечно, в игре! Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам разберется, сам все поймет. Есть же друзья, ровесники, воспитатели в детском саду. Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть.
Ролевые игры- известны всем «Дочки-матери», «Семья»- с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный –папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающее непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему. При совместной игре родители могут подсказать и  показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому ребенку, поднять непростую проблему и помочь найти выход.
Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме –взрослой, «ведомой» в этой игре –объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не заостряя внимания, как бы, между прочим, довести до ребенка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить. Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне неинтересно! Я домой прихожу – мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». 
Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию –вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше –на пол, на ковер. И играйте! Вы – Эверест, ребенок – Отважный Покоритель Горных вершин, вы –Большая Белая Медведица, он – Медвежонок Умка… Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка, побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения другого – с позиции мамы или дедушки, великана или комара.
 С ребенком постарше можно заняться с играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки» -бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша –научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующей раз.
Развитию памяти, внимания и быстры реакции послужит и лото –старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию родственников. Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить. 
Конечно, ребенок может играть со сверстниками. И наверняка, будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут только родители. Задача родителя  -сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего ребенка, иначе неизбежны слезы и огорчения,  а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя»- из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.
Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а, скорее, подавляют игровую деятельность или, стараются направить в «полезное» русло – в ход идут кубики Зайцева, карточки Домна, блоки Дьенеша, уникуб Никитиных.
Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребенок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес.
Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие познавательной сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. А «не доигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре с родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство – и давайте играть!

 

Воспитатель Розенберг Н.В.