Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

1 ноября 2022 г.

Любимая фраза малыша «Я сам» этот период жизни должен скорее радовать родителей, а не тревожить, заставляя нервничать и переживать. В этом возрасте малыш стремится выполнить любые действия с предметами самостоятельно и важно вовремя поддержать ребенка в его стремлении.
Что же такое самостоятельность?
Самостоятельность – одна из важнейших черт личности. Самостоятельность – это способность ставить самому цели и самому их достигать.
Очень ценно стремление маленького человека к самостоятельности. Если постоянно подавлять это стремление, ребенок может вырасти пассивным, не готовым к трудностям. Самостоятельные действия ребенка всегда нуждаются в одобрении и совете взрослых. Нельзя смеяться или иронизировать по поводу неумелых действий!
В 3 - 4 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Он стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Необходимо всячески поощрять стремление к самостоятельности. Не нужно выполнять то, что ваш ребенок может сделать самостоятельно. Навыки самообслуживания закрепляйте в игре. Игры с куклой помогут закрепить знание детей о последовательности умывания, одевания и раздевания. Старайтесь реже прибегать к замечаниям, больше хвалите детей.
Воспитывайте культурно-гигиенические навыки.
Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.
Вырабатывайте привычку быть опрятным, аккуратным.
Дайте больше самостоятельности во время приёма пищи, при одевании, раздевании и складывании её в определённое место.
Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска).
От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.
Другое непременное условие – взрослым в семье самим необходимо быть вежливыми и своими поступками показывать пример детям. Ребенку легче подражать. Он быстро научится говорить «спасибо», здороваться и прощаться, потому что так поступают родители и будет делать это искренне и доброжелательно.
Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий, чтобы ребёнок мог повторять за вами. Помните, именно в этом возрасте взрослый - образец для подражания.
Поручайте ребенку несложные дела. Важно, чтобы он понимал, что у каждого в семье есть свои обязанности, в том числе и у него.
Организуйте домашнее пространство так, чтобы все было доступным, на уровне роста ребенка, безопасным.
Стремитесь воспитывать малыша так, чтобы он вызывал симпатию у окружающих. Если к ребенку хорошо относятся, то и сам он будет стараться быть хорошим, захочет нравиться.
Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

 

Воспитатель Пуляева О.С.