Когда начинается развитие речи детей?

31 октября 2022 г.

Для родителей это тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, баба, дай. А на самом деле ре¬бенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полу¬торамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями: сначала гуление (протяжные звуки — «а-а-а»), за¬тем гуканье («гу, ду»), потом лепет (слоги «та-та, да-да, ба¬ба»). Эти реакции являются своего рода игрой и именно поэто¬му доставляют ребенку удовольствие: он упорно, на протяже¬нии многих минут может повторять один и тот же звук, трени¬руясь таким образом в их артикуляции.
Чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сы¬тым, сухим, а главное — имел эмоциональное общение с взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реак¬ции становятся выразительными (с разными интонациями) и стойкими (на протяжении длительного времени). 
Например, ребенок произносит звуки «агу-у», кто-то из близких повторя¬ет их, малыш оживленно подхватывает и тоже повторяет эти звуки, радостно взвизгивая. Если взрослый при этом еще выра¬жает интонацией и мимикой удовольствие, то успехи будут особенно значительными.
Предречевые реакции развиваются плохо, если ребенок не слышит себя и взрослых. Так, если в комнате звучит громкая музыка, шумят другие дети, переговариваются взрослые, ребе¬нок быстро умолкает. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, постоянно включающим громко му¬зыку, считающим, что они делают это не только для собствен¬ного удовольствия, но и для развития своего ребенка, для того, чтобы он привыкал к шуму и в дальнейшем не требовал для се¬бя особых условий. Словом, чтобы не избаловать. Но это не ба-ловство — это забота о правильном развитии малыша.
Для развития предречевых реакций важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо и артикуляцию говорящего. Иначе он не будет обращать внимание на произносимые перед ним звуки и не будет делать попыток подражать им. 
Таким образом, сначала у малышей должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляцион¬ной мимикой, только тогда появляется способность к звукопо¬дражанию. 
В жизни, к сожалению, приходится часто наблю¬дать, что с маленькими детьми разговаривают на большом рас¬стоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хо¬рошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», — говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому 2-3 мин., полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры на расстоянии, между де¬лом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его ли¬ца. В таком случае для малыша это только шум.
Весьма существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. Так, в пережевывании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получа¬ет протертую пищу, у него не тренируются соответствующие мышцы, задерживается развитие четкой артикуляции звуков.

 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.