Особенности развития речи детей раннего возраста

12 декабря 2023 г.

Для родителей это тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, баба, дай. А на самом деле ре­бенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полу­торамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями: сначала гуление (протяжные звуки — «а-а-а»), за­тем гуканье («гу, ду»), потом лепет (слоги «та-та, да-да, ба­ба»). Эти реакции являются своего рода игрой и именно поэто­му доставляют ребенку удовольствие: он упорно, на протяже­нии многих минут может повторять один и тот же звук, трени­руясь таким образом в их артикуляции.

Чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сы­тым, сухим, а главное — имел эмоциональное общение с взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реак­ции становятся выразительными (с разными интонациями) и стойкими (на протяжении длительного времени).

Например, ребенок произносит звуки «агу-у», кто-то из близких повторя­ет их, малыш оживленно подхватывает и тоже повторяет эти звуки, радостно взвизгивая. Если взрослый при этом еще выра­жает интонацией и мимикой удовольствие, то успехи будут особенно значительными.

Предречевые реакции развиваются плохо, если ребенок не слышит себя и взрослых. Так, если в комнате звучит громкая музыка, шумят другие дети, переговариваются взрослые, ребе­нок быстро умолкает. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, постоянно включающим громко му­зыку, считающим, что они делают это не только для собствен­ного удовольствия, но и для развития своего ребенка, для того, чтобы он привыкал к шуму и в дальнейшем не требовал для се­бя особых условий. Словом, чтобы не избаловать. Но это не ба­ловство — это забота о правильном развитии малыша.

Для развития предречевых реакций важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо и артикуляцию говорящего. Иначе он не будет обращать внимание на произносимые перед ним звуки и не будет делать попыток подражать им.

Таким образом, сначала у малышей должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляцион­ной мимикой, только тогда появляется способность к звукопо­дражанию.

В жизни, к сожалению, приходится часто наблю­дать, что с маленькими детьми разговаривают на большом рас­стоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хо­рошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», — говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому 2-3 мин., полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры на расстоянии, между де­лом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его ли­ца. В таком случае для малыша это только шум.

Весьма существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. Так, в пережевывании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получа­ет протертую пищу, у него не тренируются соответствующие мышцы, задерживается развитие четкой артикуляции звуков.

Больше времени проводите на свежем воздухе. По возможности уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы. Это поможет нормализовать сон ребёнка, подарит спокойствие и даст возможность перезагруженному мозгу ребёнка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.

Учитель-логопед Басалаева О.Н.