Игры для развития внимания, воображения и памяти

16 января 2024 г.

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В игре  ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в  последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение  игры для развития   всей психики и личности   ребенка   дает основание считать, что именно эта деятельность является в школьном возрасте ведущей.
Игрой малыш овладевает при непосредственном участии взрослых (в детском саду - воспитатели,  дома - родители , бабушки.).Конечно,   ребенок   может научиться играть сам, глядя на играющих сверстников на игровой площадке, наблюдая   игры   старших братьев и сестер, имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают   родители . Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда   ребенок   единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом благополучии и гигиене, нежели о психическом и эмоциональном благополучии.
Опыт работы с детьми показывает, что много современных детей не умеют играть. Причин у этого явления существует несколько. Прежде всего, позиция самих  родителей , которые не поощряют детей играть, считая это ненужным и глупым занятием. Известно, что современная семья, как правило, имеет одного ребенка , поэтому игровой опыт не передается от старших детей к младшим. родители   не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе, но жизнь показывает, что   развернутая   игра без опыта старших детей, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей. Так же причиной является тотальное влияние на детей телевидения и компьютера. Зачастую все свободное время дети сидят перед вожделенным экраном или монитором.
Поэтому  родителям   необходимо как можно больше играть с малышом   дома.
Рекомендуемые  игры
1.  Игра   "Дорисуй". 
Взрослый раздает детям рисунки с изображениями предметов,  на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать.
2.  Игра   "Кто спрятался".
Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а в это время убирает 3-4 картинки и спрашивает  : "Посмотрите,   какие животные спрятались?"
3.  Игра   "Найди лишнее".
Взрослый четко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности.
4.  Игра   "Чего не хватает".
Взрослый называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующие движения: дотронуться до носа, уха и т. п.  (можно выполнять под ритмичную музыку) .
5.  Игра   "Овощи и фрукты".
Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, детям дается команда : " Присесть - если услышат название овоща, подпрыгнуть - название фрукта".

6. Игра «Поезд».
Дети становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которые обозначают определенные движения: Желтая карточка-поезд рушился, красная карточка - поезд останавливался, синяя - поезд едет в обратную сторону, зеленая - поезд ускоряется.
7. Игра "Летает, прыгает и плавает".
Взрослый показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т. п., а детям нужно без слов показать,  какие движения они делают .
8. Игра "Ладошка".
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку и придумать, пофантазировать " Что это может быть?" Предложить создать рисунок на основе обведенной ладошки.
9. Игра  "Неоконченный рисунок".
Детям даются листы с изображениями недорисованных предметов. Предлагается дорисовать и рассказать о своем рисунке.
10. Игра "О чем рассказала музыка".
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
11. Игра "Что это такое?"
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Взрослый показывает один из кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторяться.

 

Воспитатель Розенберг Н.В.